Трошковский детский сад №13 «Колосок»
|
Речевое развитие детей
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать. Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания. По роду своей профессии воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведении коррекционно - развивающей работы. Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДОУ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов: • организации различных форм помощи родителям; • содержательно-педагогической работы с ребенком; Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания, она должна соответствовать определенным требованиям: • родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ; • употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Пословицы и поговорки - своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д. • Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5»посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки. • Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность. • С родителями проводить собеседования, предлагать тесты, анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на занятиях, праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания. Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагать им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей. Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
«Советы для родителей» «ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА» Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту. Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов. Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.
«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ» Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка. Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми. Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек. Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам. Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.
«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ» Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой. Поощряйте словесное творчество ребенка. Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.
«В МИРЕ ЗВУКОВ» Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков. Разговаривайте с ребенком только правильной речью. Своевременно исправляйте речь ребенка. Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду. Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка.
«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ» Постоянно следите за речью детей. Своевременно исправляйте грамматические ошибки. Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку. В двуязычных семьях всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия. «ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ» Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком. Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка. Не забывайте поручать старшим детям, как можно больше разговаривать с малышами. Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми. Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи». Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи. Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ» Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства. Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки. Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи. Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д. Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая). Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.
«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ» Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно. Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей. Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки. Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
Памятка «Заучиваем стихи с малышами» Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук. Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами. · Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен. · Сначала прочитайте два-три стихотворения. · Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза. · Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев. · Повторите все движения вместе с ребенком. · Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается. Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками» · Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка». · В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие! · Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. · Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов. · Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста. Скороговорки. · Шла Саша по шоссе и сосала сушку. · Ткёт ткач ткани на платки Тане. · Осип охрип, Архип осип. · На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. · Ехал Грека через реку, Видит Грека — в рeкe рак, Сунул Грека руку в pеку, Рак за руку Гpеку цап. · Pыла свинья, тупopыла, белopыла, Пoлдвopа рылом из-pыла, Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла. На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла. · Кукушка кукушoнку купила капюшoн. Надел кукушoнoк капюшoн, Как в капюшоне он смешон. · Бeлый снег. Бeлый мел. Бeлый сахар тожe бел. А вoт белка не бeла. Бeлой даже нe была. · Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. · Расскажите про покупки Про какие, про покупки Про покупки, про покупки, про покупочки мои. · Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки. · Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.
Кроссворды. 1. Слова на звук «К» · Искусство рассказывать о событиях, историях на экране, на котором все движется (ответ: кино) · Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человечек, а рассказывает (ответ: книга) · Исполнение музыкальных, вокальных, танцевальных номеров на сцене (ответ: концерт) · Автор музыкальных произведений (ответ: композитор) 1. Театральные профессии · Кто пишет пьесы для постановок в театре? (ответ: драматург) · Работник театра, занимающийся гримом актеров (ответ: гример) · Кто пишет музыку к спектаклям? (ответ: композитор) · Главный руководитель постановки спектакля (ответ: режиссер) · Работник театра, подсказывающий актерам слова роли во время представления (ответ: суфлер) · Работник театра, отвечающий за освещение сцены (ответ: осветитель) Слово по вертикали: артист 1. Слова на звук «А» · Объявление о спектакле (ответ: афиша) · Человек, выступающий на сцене как исполнитель произведений искусства (ответ: артист) · Перерыва между действиями спектакля или концерта (ответ: антракт) · Рукоплескания (ответ: аплодисменты) 1. Театральные жанры · Театральное произведение, состоящее из танцев и мимических движений сопровождаемых музыкой (ответ: балет) · Музыкально-драматическое произведение, используемое в театре, где актеры поют (ответ: опера) · Цирковое сопровождение – представление с участием клоунов (ответ: клоунада) · Спектакль, в котором пение чередуется с разговором и танцами (ответ: оперетта) · Литературное произведение, предназначенное для исполнения актерами на сцене (ответ: драма) 25 октября 2017 в 12:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.