Трошковский детский сад №13 «Колосок»

Музыкотерапия в детском саду

                                                                                         Подготовила:

 музыкальный руководитель

Корунова Т.В.

Ученые давно установили, чтоздоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма.Воздействовать на эмоции можно разными способами, но музыка – самоеэффективное, доступное и простое средство. Известный русский психолог С. Л.Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчиненоопределенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична. Человекпридумал музыку, чтобы «строить и жить помогала», в самом прямом смысле. Чтобыпридать ритм и гармонию своей психической жизни. Узбекский ученый МирзакаримНорбеков о влиянии музыкотерапии писал: «Хаос не в мире, он внутри нас, иименно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека».

Музыкотерапия (в переводе сгреко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод,основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояниечеловека.

Западные учёные, проведямногочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторыемелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная,религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя;пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию, носамый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальныйфеномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Следует отметить, что в Россиимузыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

Музыкотерапия активно используется вкоррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевыхрасстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, прикоммуникативных затруднениях и др.

В качестве психологическихмеханизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

катарсис – эмоциональную разрядку,регулирование эмоционального состояния;

облегчение осознания собственныхпереживаний;

конфронтацию с жизненнымипроблемами;

приобретение новых средствэмоциональной экспрессии.

Музыкотерапия применима ко всемнезависимо от возраста и музыкальных способностей.

В дошкольном возрасте активизирующийэффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальныхдоминантных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповыхзанятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведениемзаданного ритма с постепенным замедлением темпа.

Положительное влияние на ребенкаоказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются всоответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости,утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости.

Благотворными, успокаивающимиоказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Возбуждающийэффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубнаямузыка вызывает  стрессовые реакции.

 Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смыслеслова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этогодостаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах

Разный терапевтический эффект даетслушание определенных музыкальных инструментов:

·        фортепиано -снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

·        скрипка,флейта – расслабляют;

·        кларнет -улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему;

·        ударные(барабаны, литавры и т. д.) - бодрят, придают силы; 

·        балалайка –лечит органы пищеварения;

·        труба –лечит радикулит

Музыкотерапия позволяет решить рядпроблем:

преодолеть психологическую защитуребенка - успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;

установить контакт между взрослым иребенком;

развивать коммуникативные итворческие возможности ребенка;

занять его увлекательным делом -музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией намузыкальных инструментах.

Различают пассивную и активную формымузыкотерапии.

При пассивной музыкотерапии детямпредлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие ихнастроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

При активной музыкотерапии ребеноквовлечен в работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости,развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.

Интересные факты о музыкотерапии

 

• Известный французский актер ЖерарДепардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его тольконачинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часовуделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился отзаикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждатьсяталантом выдающегося актера.

• Не исключено, что скоро медицинасможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии.Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычайбеспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел итерапевтические основания.

• Исследования показали, чтокомпозиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия начеловека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чутьмедленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышалавыносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели болеебыстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие

На наш организм воздействует не толькомузыка, но и пение. Человеческие голоса являются мощным инструментом, которыйуравновешивает энергетику не только тела,. но и дома. Песнопения проникают в застойную энергию дома и улучшают ее. Поэтому позаботьтесь,чтобы  у вас в доме всегда была гармоничная обстановка, звучала приятнаямузыка, смех и царило хорошее настроение.

Предлагаем  вамметодику пропевания звуков. Эта методика действует тонизирующее, повышаетбодрость и настроение. Можно использовать ее по утрам, в середине дня дляподнятия тонуса, при утомлении и упадке сил. Продолжительность  зарядкисначала 10 минут, по мере тренировки 5 мин. 

 

В заключение хочется  отметить, что музыка –самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений инегативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство,которое доступно каждому и никогда не принесет вреда.. В человеке заложеностремление к прекрасному, духовному. К тому, что могло бы подпитать, поддержатьи дать вдохновение. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию сприродой, окружающей жизнью.  Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру
8 ноября 2017 в 08:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.