Что такое доброта?
«Доброта» - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим, - говорится в толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова.
Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику – значит быть добрым человеком.
Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребенком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Да, добру надо учить.
Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого или своему собственному.
Ребенок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитание доброты.
Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за чужую жизнь, например, за жизнь животных, растений.
Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, березки, во всем этом мы неосознанно чувствуем близкое, родное? Прекрасное в природе, значит родное, любимое. А любимое, родное, дорогое необходимо охранять и защищать.
Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, дела, поступки.
Любовь к Родине – великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство родной природы.
С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя новые открытия, пополняя знания о природе. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывание на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.
Научить любви к живому – значит обезопасить ребенка от возникновения эгоизма, черствости , безразличия к чужой судьбе.
Однако следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребенка, где ребенок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается, и он пытается выместить свою обиду на слабых и беззащитных. Вот так появляются дети, способные мучить и обижать малышей, обирать слабых. И совершив однажды безнравственный поступок, ребенок стремиться утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.
Поэтому хочется еще раз обратить ваше внимание на роль семьи в воспитании ребенка.
Очень хорошо, когда в семье живут братья наши меньшие. Они оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и поговорить, погладить животное необходимо детям, особенно, когда взрослые заняты. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих.
Особое внимание хочется обратить на такой вопрос, как искоренение в некоторых детях стремление мучить животных, истреблять их.
Писатель Ю. Яковлев говорил» Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Я хочу, чтобы собака сделала человека лучше, добрей. Я хочу, чтоб собака сослужила ему еще одно доброе дело - помогла разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому».
Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, ребята принесли домой из леса маленького ежика. Хорошо ли это для ежа?
Нет, человек не сможет выкормить его, и он погибнет. У животных своя жизнь в природе. Никто, кроме родителей, не создаст им условий для роста и развития. Ежика надо отпустить.
Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям.
Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.
Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня, Воспитание доброты должно быть системным и постоянным делом родителей.
СОВЕТУЕМ, если ребенок проявляет по отношению к животным жестокость и равнодушие!
Цель воспитания - не навреди! Цель воспитания - заинтересованность!
1. Прочитать книги о природе В. Бианки, Е. Чарушина, К. Паустовского, М. Пришвина.
2. Вырастить дома комнатное растение, например, в подарок бабушке и зарисовать его.
3. Если нет дома животного, завести и вместе ухаживать за ним.
4. Приобрести игрушку-образ животного и обыграть ее.
5. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
6. Подкармливать птиц.
7. Замечать интересное в природе и приобщать ребенка к своим наблюдениям.
Памятка для родителей по воспитанию доброты
1. Любите своего ребенка. ласково называйте его по имени.
2. Помните, природа - наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.
3. Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
4. Учите детей правильному общению с живыми существами.
5. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок - живые, от грубого и жестокого отношения им больного.
6. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
7. Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
8. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
9. Учите исправлять свои ошибки.
10. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
11. Не унижать своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.
12. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
13. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.
14. Разучите пословицы
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помнится.
Доброму везде добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро помни, а зло забывай |