Трошковский детский сад №13 «Колосок»

Развитие эмоционального мира ребенка

Особенности развития эмоциональной сферы  ребенка

Родительские  ожидания как  важный фактор  в  формировании психо-эмоциональной структуры  личности  ребенка

 Осознанное желание родителей иметь ребенка яв­ляется самым главным моментом в формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» эта формула, записанная в подсознании,

определяет не только развитие, но и весь жизненный путь личности. Дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, суще­ственно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание». В практической работе мне удается отличить таких детей без особых усилий: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто наиболее беспокоит и родителей, и педа­гогов, - они не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессив­ность, замкнутость и необщительность, робость, или же напротив - демонстративность, капризность, не­управляемость.

Многие родители, давно уже приняв и полюбив своего ребенка, удивляются - почему он такой, что мы делаем не так? И тогда я прошу родителей тактично ответить на вопрос, не было ли каких-либо серьезных причин сомневаться в появлении ребенка на свет, желанный ли он. К сожалению, многие, с горечью и грустью в глазах, сознаются: *Да, такое было». Глубокое сознание этого момента и его при­нятие дает серьезный толчок в диагностике психо­эмоциональных нарушений у детей и помогает вы­брать правильные и эффективные методы коррекции. Поэтому, будущие родители, желайте и ждите своего ребенка!

 Психологическое  значение  процесса родов

 Следующим важным фактором в диагностировании причин появления детской тревожности и эмоцио­нальных проблем является момент появления малыша на свет, то есть роды.

Консультируя маму уже подросшего ребенка с эмоциональными нарушениями, ее обязательно просят ответить на вопрос, сложные ли были роды, своев­ременные или с отклонениями, какой была первая встреча, с улыбкой или мукой на лице мамы. Ответы на эти вопросы, оказывается, объясняют очень многое в возникновении сложностей в эмоциональном раз­витии детей.

В психологии есть понятие «родовая травма», и имеются в виду не органические последствия родов. В данном случае происходит событие, на­полненное глубоким психологическим смыслом для каждого человека. Защищенный, умиротворенный, гармонично связанный с мамой и дыханием, и питанием, и сердцебиением зародыш чувствует себя в утробе матери великолепно (оговоримся, если в процессе беременности у мамы много проблем: болезни, страхи, тревоги, стрессы, то зародышу тоже не совсем уютно). Приятная влажная среда, тишина, ласкающие звуки, нежные поглаживания мамы и палы, спокойная, безопасная темнота только наслаждение, упоение и покой. Но вдруг наступает момент, когда надо распрощаться со всем этим: куда-то исчезает влага, появляются настойчивые, выталкивающие из уюта толчки, что-то давит и заставляет выходить в неизвестное. Первый человеческий страх - это не страх смерти, это страх перед жизнью. «А зачем я оттуда вылез?» - это ведь и есть вопрос, мучающий человечество вечно, вопрос  о смысле  жизни, с ним мы и рождаемся, и живем, и умираем.

Очень важно, поэтому встретить маленькое существо радостно, легко, доброжелательно. Каждому человеку, встречающему ребенка на этом свете, надо подарить ему первую улыбку: будь это мама, врач, акушер, отец. Не зря в последнее время наметились в современной медицине положительные тенденции к «облагораживанию» процесса родов, к разрешению присутствия отца в этом важный для всей семьи момент, к родам в воде, к позволению хотя бы короткого телесного контакта мамы и малыша после механического разрыва пуповины, той нити, которая, в психологическом плане, ни­когда и не обрывается, а все развитие ребенка, его взросление и обретение самостоятельности лишь постепенное усиление ее.

Знающий и глубоко понимающий важность родов человек наверняка будет серьезно готовиться к ним, а окружающие постараются сделать их менее болез­ненными и примут активное положительное эмоци­ональное участие во встрече новорожденного с внеш­ним миром.

Задумываясь над вопросом, откуда берутся у ва­шего ребенка эмоциональные проблемы, вспомните, а легко ли он появился на свет, и тогда многие его проблемы станут вам понятны.

 Ранние этапы  эмоционального  развития

 Но вот малыш и дома, трепетно и осторожно ухаживают за ним родители, все делают по распи­санию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном, эмоциональном развитии малыша им по­падаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух, накормлен, хорошо спал, не плакал.

Плач это плохо, его надо избегать, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т. д. А задумываются ли родители, что плач это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания в понимании. Вспомните, что вы делали, когда ваш малыш начинал плакать - брали ли вы его на руки и ласкали, утешали или же, следуя строгим пред­писаниям, кидались менять пеленки, приучали к самостоятельности в отдельной кроватке, чтобы «не привыкал к рукам»? А ведь телесное общение было для малыша понятным еще тогда, когда он сидел в животике, и это наиболее близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающи­ми тактильные, телесные контакты. А много ли вы разговаривали с малышом, успокаивали, говорили, что любите и понимаете его в первые дни, недели, месяцы его жизни? Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих про­блем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополуч­ные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения де­тских эмоциональных проблем.

Вспомните, было ли такое у вас, и если «да», то это еще одна из причин вашего теперешнего непонимания своего ребенка, это ответ на недоумение: «Ведь мы все для него делаем, ведь все у нас сейчас хорошо».

Адаптация  малыша  к  детскому  саду

Эти ступени развития ребенка не перестают ра­довать и умилять родителей: узнает, улыбается, лепечет, сидит, берет игрушки, ходит, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье: сам начинает кушать, натягивает колготки, улыбается, научился пользоваться носовым платком, здорово! Все — пора в люди, в садик. Ребенок должен знать, что на свете есть еще и другие дети и их интересы.

Картина адаптации вашего ребенка к детскому саду диагностична в плане появления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, вни­мания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Маленького Васю впервые привели в детский сад, доброжелательно встретили и пообещали: «Ты поспишь и мама за тобой придет». Вася как-то смог уснуть (это порадовало педагога  - ребенку хорошо, он отдыхает), но маму встретил плача, ночью просыпался, искал ее. Наутро покорно пошел в садик. Войдя в группу, подошел к кроватке, разделся и лег. И так лежал весь день, пытаясь уснуть и приблизить встречу с мамой.

Как часто взрослые не думают, что обещают детям! Не понимают, что не может еще малыш анализировать, предвосхищать будущее, он конк­ретно воспринимает обещания и слова, и если мама оставила его, даже пообещав скоро вернуться (ситуация - мама ушла в магазин, вышла к соседке и т. д.), это беда, горе, страх одиночества и незащищенности.

Как помочь ребенку легче пережить процесс пе­рехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям.

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и  взрослыми: посещайте с  ним детские парки и площадки, приучайте  к  игре  в  песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни  рождения  друзей, наблюдайте, как  он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует   со сверстниками, тянется к об­щению, раскован. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы по­ощрения и наказания приемлемы  для вашего ребенка. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного,  побудьте с ним какое-то время (до обеда, до сна, во время сна). Не опаздывайте, хотя  бы в  первые  дни забирайте  ребенка  вов­ремя. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и зна­комится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику. Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, злая» и т. д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого  ребенка. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ре­бенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее,  ориентируя игру на положительные  результаты.

Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез -  это может быть просто плохим настроением.

А теперь вспомните, как вы помогали ребенку адаптироваться к детскому саду, как привыкал, не был ли этот процесс длительным (более трех недель), болезненным (капризы, плач, нарушения сна). Все это могло стать причиной эмоциональных проблем в настоящем.

Кризис  трех  лет  и  как  его  преодолеть

 Привыкание к детскому саду совпадает с кри­зисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серь­езные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озада­ченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, уд­линить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои про­блемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных си­туациях.

Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается напрерывно. При этом всегда происходит смена пе­риодов: относительно длительных и спокойных стабильных и более коротких, бурных,критиче­ских, т. е. кризисы - это переходы между стабиль­ными периодами.

Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появ­лением каких-то новых качеств взрослые могут со­знательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством.

Для детей же собственное ближайшие прошлое и будущее непонятно, остается абстракцией. Современ­ные семьи малочисленны, дети находятся в одно-

возрастных детских коллективах. Находясь преиму­щественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверж­дении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные ново­образования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя «бескризисность», созда­ющая иллюзию благополучия, может быть обман­чивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных про­явлений, опасны проблемы непонимания, возникаю­щие в этот момент у родителей и педагогов.

Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?

Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство -  это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность -  демонстрация соб­ственной значимости для других, ощущение своего « Я »; эгоизм -  в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность крайняя

форма чувства самозащиты; замкнутость -  неадек­ватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором поло­жительных качеств, главная задача родителей и педагогов -  не допустить закрепления их крайних проявлений.

 

Что необходимо знать родителям о детском уп­рямстве и капризности:

- Период упрямства и капризности начинается примерно  с 18  месяцев.

- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте -  тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5—3 года жизни.

- Мальчики упрямятся  сильнее, чем  девочки.

-  Девочки капризначают  чаще, чем  мальчики.

- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в' день. У некоторых - до 19  раз!

- Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского по­ведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради  своего  спокой­ствия.

Что могут сделать родители

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку -- это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего по­могает только одно -- взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют кап­ризулю, он успокоится.

Вспомните, как вы преодолели кризис трех лет, что вынес из него ваш ребенок.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и те игры и упражнения, которые вы найдете в этой книге.

Особенности  эмоционального  мира дошкольника

 Успешно  миновать кризис, во время которого  и дети и  взрослые чувствуют себя «на войне,  как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду -периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных  способностей.

Дитя умнеет «на глазах», постоянно любопыт­ничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребенок спрашивает обо всем, что ему интересно, помните: «А почему на небе звезды? А кто их туда набросал?» «А откуда я взялся? А люди кем были раньше? Если люди из обезьян, то почему же бабушка не обезьяна?» Смешно, интересно, радостно общаться в это время с детьми, помогать им разобраться в сложных премудростях жизни и ее явлений. А вот ответы: «Вырастешь - узнаешь», «Ты утомляешь меня», «Спроси у  воспитателя» - это не оправдание родительской усталости и занятости, а обесцвечи­вание процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний в будущем, фор­мирование недоверчивости и отчужденности по от­ношению к родителям. А отсюда и конфликты: «Ты что, Вася, меня не понимаешь? Почему ты не делаешь так, как я тебе говорю?»

 

Значение детских  фантазий

Способность к творчеству проявляется в неизмен­ных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители бес­покоятся, а не врушка ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Давайте разберемся поподробнее - что такое детские фанта­зии, зачем они ребенку, нужно ли их корректировать взрослым?

Научиться отличать фантазию от реальности это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок. Дети всех возрастов борются за полную свободу (помните «психологиче­скую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия - - источник творческой духовности че­ловека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Эда Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка:

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что  творится в его  душе».

Родители заметили, что 5-летний Вася постоянно рассказывает им о том, как он дерется со своим обидчиком, какие удары наносят, как тот падает, переворачивается, летит от одного угла группы до другого, сколько крови из того вытекает, как он просит у Васи прощения, но он достает пистолет и стреляет и т. д. Родители обеспокоены агрессив­ностью фантазий ребенка, хотя прекрасно знают, что он и «мухи не обидит». Фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому маль­чику, в данном случае источник выхода обид и агрессии, механизм психологической защиты от негативных переживаний своей неспособности по­стоять за себя. Понимание этого дает возможность родителям узнать о конфликте Васи с обидчиком и помочь разобраться ему в своих чувствах и переживаниях. Вася теперь с удовольствием ходит на занятия по «Ушу», развивается физически, становится спокойнее и увереннее в себе.

«Фантазия  помогает  осознать  и  признать  страхи, мысли,  которые  ребенок  скрывает».

«Мне приснилось ночью, что тебя и папу убили, и я очень испугалась», — говорит 5-летняя дочь матери. Несколько дней спустя она говорит: «А сегодня в детском саду я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в аварию и умерли». Когда подобный рассказ повторяется еще несколько раз, родители могут предположить, что девочка за что-то злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чув­ствами. Фантазия стала безопасным клапаном, через который выходят негативные ощущения, тревога,, которые сама она осознать не может. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут как бы невзначай заметить: «Нам иногда кажется, что ты на что-то обижаешься и злишься, может быть, потому, что мы много внимания и времени уделяем твоей маленькой сестричке?» Если предположение родителей действительно верное, у девочки исчезнут негативные фантазии и страхи, а родители найдут пути, как помочь ей в ее переживаниях по поводу ревности к сестре.

«Фантазии помогают пережить периоды деприваций (лишений чего-либо)».

Родители переехали в другой район. 6-летний мальчик тяжело переживает разрыв с друзьями по садику и двору, грустит, совсем не играет, сидит и смотрит в окно. Родители чувствуют, как ему оди­ноко, но мало чем могут помочь, отдают его в новый детский сад, знакомят с соседями. Но ребенок замыкается еще больше. Из подвижного и общи­тельного он превращается в грустного и закрытого. Уходит в свою новую комнату, не трогает игрушки, а просто сидит. Родителям не стоит тормошить его. Он фантазирует, и проблемы, кажущиеся ребенку неразрешимыми, уходят, появляется надежда, которая и спасает от отчаяния. Все наладится, и мальчик найдет новых друзей. Каждому из нас необходима определенная свобода в собственных мыслях, и же­лание побыть наедине естественно как для взрослого, так и для ребенка.

Для ребенка, который правильно развивается, не лишен способностей общаться и действовать, одиночество время, когда он может мечтать о

своем, а это очень важно для его духовного развития, фантазия необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.

«Фантазия  —  один из  наиболее важных способов научиться, как вести  себя  в  реальном  мире».

Наиболее ярко фантазия проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспи­тателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отно­шениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, * прорепетировать» нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирую­щим событиям, выработать механизмы психологи­ческой защиты, преодолеть страхи и решать са­мостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки об этом вы прочитаете далее.

«И, наконец, — фантазия — источник творчества».

Фантазеры изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети все делали только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы на­слаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Хочется привести пример, который ярко демонстрирует родителям динамику превращения фанта­зии в серьезное нарушение психо-эмоционального развития.

У 6-летней Даши мама и папа очень умные, а бабушка, с которой они вместе живут, умнее всех их вместе взятых. Дашенька еще не ходит в школу, но уже умеет писать, считать  она тоже очень умная. И вот в этой «образцовой» семье начинают происходить странные вещи — Даша на глазах превращается в лгунью, совсем не хочет заниматься музыкой и английским, нашла себе какую-то глупенькую подружку на 1,5 года ее младше, шепчутся, уединяются, совсем ребенок от рук отбивается. *Вот уже дважды,  рассказывает далее мама, — я по ночам заставала Дашу крадущейся по дому, одетой, а на столе находила немыслимые записки:

Что же такое,  что случилось с  нашим ребенком? Это  все  ее  фантазии, как  их  убрать?»

В  долгом и трудном разговоре с мамой удалось выяснить причины поведения девочки.

Бабушка (свекровь) и мама 15 лет живут в условиях «скрытых военных действий», борясь за собственное превосходство. Папа — между двух огней. В этом невидимом «перекрестном огне» живет и Даша. Основная  сила  ударов  сосредоточена  на  про­цессе воспитания девочки. Бабушка-учительница счи­тает так, а мама иначе. Раздираемая психика ребенка не выдерживает подобной атаки. Не в силах спрятаться от подобной «бомбежки», девочка ищет выход в своих фантазиях. Любимая сказка Даши - «Маугли», а пантера Багира — символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет в своих фантазиях себя с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка  из небла­гополучной  соседской  семьи - это ее  Маугли, опе­каемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе -все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от  взрослых, не  способных  понять  и  помочь  им, в свой мир фантазий, где им вместе будет спокойно

и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства у ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серь­езным проблемам.

Милые родители, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к детским фан­тазиям, разберитесь в них, ведь вы уже поняли, что они не бывают случайными? Призванные творить, они нередко сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.

Рисунок  семьи —  тест  на  определение эмоционального  благополучия ребенка

Хотите глубже понять своего ребенка, его восп­риятие окружающего мира, семьи и вас самих?

С 5 лет вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Он основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя казалось бы то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее так же, как они, не делают анало­гичные нашим выводы. Особенные детские осмысле­ния вызывают эмоциональные реакции, непонятые и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, слу­чайное, создаются фантастические образы, собствен­ные «теории», версии. Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за по­ступки и душевное развитие детей.

В книге даны правила интерпретации рисунка, разработанные известным в нашей стране и за рубежом психоаналитиком, профессором В. К. Лосе­вой, которые не доставят большой сложности для проведения теста родителями, читающими эту книгу.

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу», -  очень диагностичны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. Можно попросить нарисо­вать семью зверушек.

Очень интересные творения открываются взору взрослого.

На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама — глава семьи, у нее все большое глаза, нос, а особенно рот.  Им  она чаще всего и пользуется  в  общении. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто. Рук у мамы нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (не физическим, а в восприятии ребенка) раз в 6 меньше мамы, спокойно покачивается в верхнем левом углу. По сторонам от мамы выписаны 12-летний братец с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но закрытый на все пуговички сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого ушки есть, а вот у сыночков стойкое нежелание воспринимать все, что говорят родители.

Вот такая славненькая картинка  восприятия ре­бенком  взаимоотношений в семье получилась.

А на следующем рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке, за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю», - постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Но как же так? А обратите внимание на цветовую гамму рисунка -только черный цвет и чуть-чуть зелененького в машине (это папа иногда его катает). Не смущают ли вас две огромные, раскинувшие «руки» антенны над чердаком? Не это ли символическое изображение ребенком его стоящих над ним родителей, подавля­ющих его чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги.

Видя такой рисунок, возникает единственная мысль — ребенку плохо,  ему  необходимо помочь.

Ну, а  здесь  все  здорово!

Семья в сборе, улыбки на лицах, все радостно протягивают руки друг другу, поддерживая и помо­гая, а как любит ребенок всех и себя в том числе, какие яркие, жизнерадостные цвета, сколько мелких, кропотливо, с любовью выписанных деталей. От этого рисунка веет радостью и свободой.

Если вы решили попросить своего ребенка вы­полнить подобное задание, то понадобится учесть следующее:

А  вот  и  правила  интерпретации:

ПРАВИЛО 1

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение.

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсут­ствует, то это может означать:

1.  Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, восп­ринимает  как  запретные.  Например,  сильная  ре­вность к младшему брату или сестре. Ребенок как  бы рассуждает: «Я  должен  любить  брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего  не  нарисую».

2.  Полное отсутствие эмоционального контакта с «за­бытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

ПРАВИЛО 2

Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете  строить гипотезу  в  двух направлениях:

1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место».

2. Либо: «Я  и  не стремлюсь  найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».

ПРАВИЛО  3

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т. е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ре­бенка.

Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

ПРАВИЛО  4

После того как ребенок закончит рисунок, обя­зательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или фея.

ПРАВИЛО  5

Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлет­воряет их в своей фантазии, в воображаемых отно­шениях.

Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать» ребенку недостающее. Или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символи­зировать типично детскую потребность в беспре­пятственном, непрерывном и немедленном волшеб­ном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.

Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться пола­гаться на собственные усилия.

 

ПРАВИЛО  6

Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто - - ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ре­бенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.

Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» осталь­ными членами семьи.

Для этого ребенка самый главный в семье телевизор.

А для этого ребенка  - бабушка.

ПРАВИЛО  7

Расстояние между персонажами (линейная дистан­ция) однозначно связано с дистанцией психологиче­ской. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

ПРАВИЛО  8

Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

ПРАВИЛО  9

Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Пер­сонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Например,для этого ребенкапапа находитсяв близком психологическом контакте только с автомо­билем.

А для этого ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте только со своей мамой, т. е. с бабушкой.

ПРАВИЛО  10

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно за­штрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.

Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток. Правила интерпретации де­тских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

 

ПРАВИЛО 11

Голова - важная и самая ценная часть тела.

Ум, умелость  - в голове. Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.

Глаза - не только для рассматривания окружа­ющего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач — это первый естественный способ выражения ребенком эмоций. Поэтому глаза — «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке.

Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокой­ные, желающие, чтобы им помогли.

Персонажи с глазами «точками»  или «щелками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попро­сить  о помощи.

 

ПРАВИЛО 12

Уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изо­браженный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

На этом рисунке послушны все, кроме мамы, хотя и в разной степени. Сама же мама независима и не «слышит» никого.

ПРАВИЛО 13

Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и «орган» нападения.

Персонаж с большим и (или) заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (не обя­зательно только через крик). Если рта вообще нет или он «точечкой», «черточкой» — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

ПРАВИЛО 14

Шея - символизирует способность к рациональ­ному самоконтролю головы над чувствами. Тот пер­сонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.

Ребенку кажется, что взрослые требуют от него большей способности «держать себя в руках», сдер­живать эмоции. А вот у взрослых персонажей чаще шея есть - - «им можно не сдерживать себя», «они могут делать, что хотят», они, по мнению ребенка, уже воспитаны.

Думающий так ребенок очень хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные по­ступки именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).

ПРАВИЛО 15

Функции рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предме­тами, то есть быть способным что-то делать, менять.

Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, мо­гущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность дейст­вовать.

Чем значительнее и могущественнее персонаж вос­принимается ребенком, тем больше у него руки.

ПРАВИЛО 16

Ноги для ходьбы, передвижений в расширя­ющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонале стоит на земле.

Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая — в мире близких эмоциональных контактов.

На данном рисунке ребенок воспринимает папу, как человека, который, в отличие от других членов семьи, чувствует опору в работе. «Повисшие в воз­духе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног и вы увидите, у кого опора тверже.

ПРАВИЛО 17

Солнце на рисунке символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защи­щенным, пользоваться энергией и теплом.

Изображение большого количества мелких пред­метов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества закрытых деталей (шафы, пуговицы, ок­на) сигнализирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

Перечисленных правил, рекомендуемых для ин­терпретации рисунков семьи замечательным психо­логом В. К. Лосевой, достаточно для открытия вами неожиданных сторон жизни вашей семьи, замечаемых вашим ребенком.

Уверяю вас, вам будут  над чем поразмышлять!

В своем путешествии по этапам раннего эмоцио­нального развития ребенка мы не случайно задер­живались на возрасте 4—6 лет. Именно здесь, как вы убедились в своих ответах на вопросы о фантазиях и детских рисунках семьи, родители и педагоги начинают отслеживать появление эмоциональных про­блем у детей, которые уже беспокоят взрослых и начинают мешать ребенку общаться и спокойно ра­доваться жизни: это и агрессивность, и замкнутость, и страхи, и конфликтность.

Помочь ребенку на этом этапе — значит пред­отвратить множество проблем в школе и дальнейшей подростковой и взрослой жизни. Предлагаемые в следующих главах игры и упражнения предназначены для этой цели. Внимательно задумайтесь над сове­тами, данными в каждом разделе.

задумайтесь!

ВЛИЯНИЕ

родительских

установок

на  развитие  детей

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как  психика состоит  из двух  взаимоопределяю­щих составных: осознаваемое и неосознаваемое сознание  и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел» и т. д.

Взрослые люди, способные осознавать и контро­лировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и тре­бованиям окружающих, руководствуясь собственны­ми желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» - хочу и курю!)

Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем сте­реотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты пси­хологической защиты, помогающие ребенку сохра­нить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из по­коления в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и по­говорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских ус­тановок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные  установки

Сказав это,

«Сильные люди не пла­чут».

«Думай только о себе, не жалей никого».

«Ты всегда, как твой (я) папа (мама)».

«Дурачок ты мой!»

«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!»

«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...».

«Не будешь слушаться  - заболеешь!».

«Яблоко от яблоньки неда­леко падает».

«Сколько сил мы тебе от­дали, а ты...»

«Не твоего ума дело...»

«Бог тебя накажет!..»

«Не ешь много, будешь толстый, никто тебя лю­бить не будет».

«Не верь никому, обма­нут!..»

«Если ты будешь так по­ступать, с тобой никто дружить не будет!»

«Ты всегда это делаешь хуже других...»

«Ты всегда будешь грязну лей!»

«Женщина глупее мужчи­ны...»

«Ты плохой!»

«Будешь букой — один останешься».

«Все хорошее всегда кон­чается, нельзя всегда есть конфетки...»

Позитивные  установки

исправьтесь:

«Поплачь — легче будет».

«Сколько отдашь — столь­ко и получишь».

«Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!»

«В тебе все прекрасно...»

«Какое счастье, что ты у нас есть!».

«Каждый сам выбирает свой путь».

«Ты всегда будешь здо­ров!»

«Что посеешь, то и по­жнешь».

«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя».

«Твое мнение всем инте­ресно».

«Бог любит тебя!» «Кушай на здоровье!»

«Выбирай себе друзей сам...»

«Как ты относишься к лю­дям, так и они к тебе».

«Как аукнется, так и от­кликнется».

«Каждый может ошибать­ся! Попробуй еще!»

«Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» «Чистота — залог здо­ровья».

«Все зависит от челове­ка...»

«Я тебя люблю любого...»

«Люби себя и другие тебя полюбят»,

«Все в этой жизни зави­сит от тебя».

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Как  часто  вы  говорите детям...

—  Я  сейчас занят(а)...

—  Посмотри, что  ты  натворил!

—  Это  надо  делать  не  так...

— Неправильно!

— Когда  же  ты научишься?

— Сколько  раз  я тебе  говорила!

— Нет!  Я  не могу!

— Ты  сведешь  меня  с  ума! — Что  бы ты  без меня  делал!

— Вечно  ты во все  лезешь!

— Уйди  от меня! — Встань  в  угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в под­сознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

 

А  эти  слова  ласкают  душу  ребенка:

— Ты  самый любимый!

—  Ты  очень  многое  можешь!

—  Спасибо!

—  Что  бы мы  без  тебя  делали?!

— Иди ко мне!

— Садись  с нами!..

— Я помогу  тебе...

— Я радуюсь  твоим успехам!

— Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

— Расскажи  мне, что  с  тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

Так  догадывайтесь!

ТЕМПЕРАМЕНТ

основа поведения ребенка

Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений? Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

САНГВИНИК

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы по­являются мгновенно, но он быстро утешается. Бы­стро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, рас­качиваться, бегать. Быть «непостоянным» не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокой­ствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его тем­перамента. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: про­смотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и т. д.

МЕЛАНХОЛИК

В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кро­ватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение непри­емлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра, наконец, домашнее животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструиро­вание, мягкие, не соревновательные игры.

ХОЛЕРИК

Ребенок  всегда  знает, чего  хочет, настойчив,  ре­шителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С  трудом  идет  на  компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне само­стоятелен,  чтобы добиться своего,  бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания  на синяки и  шишки.  Спит  мало, просы­пается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В  его  поступках  часто  отсутствует  элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, по­рывистые игры, часто конфликтует со сверстниками, В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.  В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения,  полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно

большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предус­мотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку- холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

ФЛЕГМАТИК

Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, иг­рает спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает мед­ленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоя­тельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в тра­диционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Схватывает и запоминает новые правила, инфор­мацию медленно, но надолго, редко ошибается.

Родителей беспокоит обесцвеченность эмоциональ­ного мира ребенка, некоторое безразличие и не­способность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано отправлять спать на ночь, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегма­тику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будут действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, за­воеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.

Таким образом, темперамент - прежде всего дан­ное природой, а природа, как известно, редко оши­бается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «Я». Чаще встре­чаются смешанные типы.

Проведите несложный  тест:

Начертите на листке бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца «замкнутость», а у правого — «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, а у правого - очень открытые и общительные, а центр - это статисти­ческая норма).

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего ее конца «эмо­циональная стабильность», а у верхнего - «не­вротизм» и поставьте на этой оси точку, соответ­ствующую вашим представления о душевном спо­койствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху дети с повышенной неврозностью и неустойчивыми эмоциями).

Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу относится ваш ребенок.

Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе свидетельствует о холери­ческом темпераменте, ее попадание в правый верхний сектор меланхолическом; если она оказалась в

левом нижнем секторе, это говорит о флегматическом типе; а если очутилась в правом нижнем о

сангвиническом.

ЗАМЕЧАНИЕ:

1.  Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный  момент, а  в целом, с  момента его  рож­дения.

2.  Данное определение достаточно схематично и при­ближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на возможность существования смешан­ных  типов.

Познакомясь с описанием типов темперамента и проведя тест, вы глубже разобрались в природных качествах личности вашего ребенка и, наверняка, поняли, что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа.

Вот и прощайте!

ОТКЛОНЕНИЯ в  эмоциональном развитии и  их  коррекция

Игры  и  упражнения для детей  с  за­труднениями  в  общении

Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

Нарушения в общении, конфликтность и обособ­ленность признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоциональ­но-личностных проблем в будущем.

В этой главе описываются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопе­реживать.

Общение требует и широкого круга участников. Некоторые упражнения родители могут выполнять сами со своим ребенком, но большая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраи­вайте почаще детские праздники и развлечения и больше общайтесь!

«Клубочек» (для детей с 4 лет)

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься* и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связываю­щие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испы­тывающих затруднения в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

 

«Ветер  дует  на...» (для  детей  510  лет)

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... - есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

 

«Найди  друга» (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине за­вязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

 

«Секрет» (для  детей  с  6  лет)

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъ­едаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

 

«Рукавички» (для  детей  с  5  лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рука­вички, количество пар равно количеству пар участ­ников игры. Ведущий раскидывает рукавички одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей позд­равляют.

 

«Утка,  утка, гусь» (для  детей  с  4-х лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга.  Он  ходит  по кругу,  указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь», Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих  задача быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыб­нуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.

ЗАМЕЧАНИЕ: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко.

«Сочиним  историю» (для  детей  с  5  лет)

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», сле­дующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он на­правляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон» (для  детей  с  5  лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - - «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до н

8 декабря 2017 в 13:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.