Трошковский детский сад №13 «Колосок»

Растить гражданина

 Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Растить гражданина»

 Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи –нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. К.Г.Паустовский.

Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас, являли собой тип современного передового человека. Мы растим гражданина.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше, с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. С первых лет жизни надо пробуждать в ребенке любовь к родной земле, воспитывать в нем черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»«долг»«честь»«Родина».

Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу, формировать в нем чувство хозяина, бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктам питания, недрам земли и общественному достоянию (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами). Вызывать в ребенке чувства гордости за достижения страны, воспитывать любовь и уважение к людям труда, к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, народным традициям; формировать уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну, расширять представление детей о нашей Родине, ее столице.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на свою улицу, и панорама родной станицы, впервые открывающуюся с колеса обозрения, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежегодно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые наиболее доступны ему.

Что же доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес? Прежде всего, это место, где он родился и живет. Родная природа… От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками. Воспитывая у ребенка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей, как источник красоты.

Родное село … Надо показать ребенку, что село Трошково славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятники, людьми. Важно, чтобы родное село предстало перед ребенком, как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Какие сведения и понятия о родном селе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той. На которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, клуб, библиотека, почта, аптека, стадион, торговый центр, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного села и района. Ребенку надо объяснить в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник знает название своего села, района, области, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами села, главными улицами. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и село, город, где он родился и живет.

Для воспитания у ребенка любви к родной селу необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами. Родители имеют гораздо большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком в любую, даже отдаленную часть села, района.

Пробудить интерес детей к Родине, к родным местам, заложить начало патриотических сведений.

На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи – дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия как «долг перед Родиной»«любовь к отчизне»«военная доблесть».

Пусть не все поймет ребенок сейчас, но в его сердце останется след, а с возрастом он все осмыслит.

Такие уроки мужества, как рассказ деда или бабушки, рассматривание фронтовых фотоснимков, орденов и медалей, посещение с родителями и возложение цветов к обелиску Славы в День Победы, особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины – должны уметь охранять родную землю и чистое небо, а если потребуется, то и встать на ее защиту. Но не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей.

Родители должны помнить о том, что их жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых он становится, их отношения к событиям современности – все это подхватывается ребенком, становится его убеждением. Дети легко впитывают образ мыслей старших, остро ощущают, обладают ли взрослые чувством долга перед обществом.

Дети – наше будущее и поэтому важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением, свой отчий дом, свою Родину.


Разработала: музыкальный руководитель Корунова Т.В.




20 февраля 2018 в 09:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.